Жёстко-надувная лодка
Жёстко-надувная лодка — маломерное судно (моторная лодка или катер) с прочным, жёстким корпусом, которое имеет по периметру верхней части надводного борта надувной баллон или, так называемые, трубы. Жёстко-корпусная надувная лодка является дальнейшим усовершенствованием обычной надувной лодки. Лодки такой конструкции имеют большую устойчивость. Надувной баллон (трубы) даёт большой запас плавучести и позволяет судну оставаться на плаву, даже если в лодку попадёт большое количество воды, например из-за плохих погодных условий. Жёстко-надувная лодка в переводе с английского rigid-inflatable boat, отсюда и сокращенное название RIB.
Лодки риб успешно используются в коммерческих целях, для поддержки береговых сооружений или больших кораблей, для работы на воде, а также в качестве спасательных шлюпок и военных судов, где они используются для патруля, а также перевозки войск с одного судна на другое или на берег.
Корпус лодки изготавливается из стали, дерева, алюминия, или, что встречается чаще, из сочетания дерева в качестве каркаса и композитов из стеклопластика — это придаёт корпусу форму и обеспечивает гладкость поверхностям. Некоторые производители также добавляют кевлар (искусственное арамидовое волокно) в листы стеклопластика для повышения прочности. Корпус жёстко-надувной лодки сконструирован так, чтоб увеличить производительность судна на воде за счёт оптимизации характеристик аквапланирования.
Как и дизайн большинства корпусов, они представляют собой компромисс между конструкциями с разными характеристиками. Современные «круглые» корпуса риб сочетают глубокое V корпуса с выравниванием в носовой части, образуя широкую площадку. Этот плоский участок на задней части корпуса позволяет лодке устойчиво держаться на плаву при аквапланировании.
Надувной баллон обычно построен из отдельных частей (труб), чтобы уменьшить эффект от прокалывания, и у каждой трубы есть клапан для добавления или удаления воздуха. Большие лодки (7 и более метров) имеют 6 и более камер с клапаном для каждой камеры. Чем больше у лодки камер, тем она считается более безопасной, так как если повреждена только одна камера, то влияние этого повреждения для лодки гораздо меньше. Темные трубы внутри часто имеют клапаны сброса давления воздуха, расширяющихся под воздействием солнечного света. Это предотвращает разрыв трубы от повышенного давления. Обычные материалы для труб — это хлорсульфированный полиэтилен (Hypalon) и ПВХ (Поливинилхлорид), хотя некоторые производители используют Полиуретан.
Преимущества надувных лодок РИБ
Компактность. Сдуваемый баллон из ПВХ и складной корпус значительно упрощают задачу транспортировки и хранения лодки. Даже обычная надувная лодка РИБ по размерам не превышает автогабарит и её можно перевозить за автомобилем на трейлере без специального разрешения.
Скорость и маневренность.Благодаря жесткому корпусу, надувная лодка РИБ обладает большей скоростью и маневренностью, чем просто надувные лодки таких же габаритов и с таким же мотором.
Экономия времени.Жесткий корпус позволяет использовать мотор более меньшей мощности без потери основных скоростных характеристик. Быстрота сборки-разборки значительно экономит время не теряя качеств классического РИБ.
Грузоподъемность. Надувная лодка РИБ обладает более высокой, чем обычный моторный катер грузоподъемностью благодаря большому объему надувных бортов.
Мореходность. За счет обводов жесткого корпуса достигается значительно большая мореходность по сравнению с надувной лодкой.
Безопасность. Наличие жесткого корпуса и надувного баллона из прочного ПВХ, разделенного на независимые, герметичные отсеки, повышает безопасность лодки РИБ.